четверг, 22 января 2015 г.

Парфюмерный флакон

Духи - естественная потребность женщины быть привлекательной. Древними египтянами, которые считались большими мастерами в обработке слоновой кости, рога, камня изготовлялись небольшие сосуды для хранения благовоний, диаметром 6 – 10 см, а в высоту 8 – 20 см. 
Конечно же, существовали и совсем крошечные емкости,  материалом для которых служила слоновая кость. В Египте изготовлялись сосуды-животные, на равне с обыкновенными - цилиндрической формы флаконами. До наших дней, правда, дожили изделия лишь в виде бегемотиков. На сосудах цилиндрической формы вырезались украшения в виде бугорков и выступов. Имелись и сосуды на ножках яйцевидной формы из тех же материалов.
В IV тысячелетии были распространены сосуды в виде рожка-трубочки. Они изготовлялись из зубов бегемота. О них долго спорили наши современники, так как считали, что их применение -  затыкать отверстия в бурдюке. На самом же деле в них хранились косметические средства. Чтобы предотвратить выдыхания содержимого - емкость покрывалась кусочком ткани или кожи и стягивалась ремешком. Тогда содержимое (смола или минеральная краска) не выпадало. Изготовлялись и статуэтки в виде женской фигурки, отличающиеся широкими бедрами. Нос, уши были в виде небольшого щипка, а груди - мешочки без сосков.
Замечательное наследие осталось нам после римлян и греков. Флаконы были изготовлены в форме маленьких амфор. Сосуды для духов на Востоке отличались слишком узким горлышком, жидкость из которых вытекала точно по капле.
У древнерусских красавиц были специальные височные украшения, в которые вкладывались ароматические вещества, и при ходьбе, когда они раскачивались – распространялся приятный запах.
Емкости для духов изготовлялись и из драгоценных камней ювелирами, как в средние века, так и много позже.
У Шекспира есть такие строки: "Стеклянная тюрьма, скрывающая их аромат, напоминает о счастливом дне, когда они окутывали все своим благоухающим присутствием...", что свидетельствует о их шедевральности. Кстати, было время, когда флаконы, продавались как самостоятельные, не зависящие емкости от содержимого. Придворные дамы сами наполняли их понравившимся ароматом, который заказывали парфюмеру.
В 17 столетии произошло увеличение выпуска духов, а вслед за этим увеличилось и разнообразие флаконов для духов и солей. Материалом для них служили драгоценные камни, серебро, золото, тонкий фарфор, хрусталь и т.д. Из того же материала делались емкости для курительниц, кадильниц, кропил, которые инкрустировались перламутром.
Флаконы представляли собой различную геометрическую форму, декорируемую цветочными мотивами или какими-либо персонажами, животными. Изготовлением таких украшений занимались искусные ремесленники. Позже появились специальные мануфактуры в Англии, Франции, Австрии.
Из цветного стекла производились флаконы в форме груши, украшались они цветами, жемчугом. Емкости изготовляли в форме лебедя, молодой женщины, пастуха, пастушки, фруктов, букетов цветов, обезьяны, купидона, фонтана, покрытого эмалью, глазурью, финифтью в оправе из бронзы или серебра. С того времени остались дорожные несессеры с хрустальными гравированными флаконами в футлярах из кожи, которые были особенно распространены в 18 столетии.
Образцы флаконов романтической эпохи были роскошны. Маленькие ведерочки, подковки, сердечки украшали рубинами, аметистами, гранатами. Следом за ними вошли в моду богемские флаконы. Их изготовляли из непрозрачного или опалового стекла нежных тонов, украшенного филигранью или арабесками. Флаконы из хрусталя шлифованные и граненые, а так же эмалированные - в виде животных или цветов.   
Мастера искали вдохновения буквально во всем. В результате получались удивительные по форме изделия: ларчики в форме бутона тюльпана, лепестки которого скрывают маленький флакон с золотой крышкой, фарфоровый флакон в виде женской фигурки, облокотившейся на ограду в готическом стиле и держащую в руке маленький ларец. Флакон в форме перевитой лентами золотой мумии, флакон из слоновой кости со вставленными драгоценными камнями, флакон в форме птицы с серебряной крышкой, которая имитирует клетку.
 Флаконы, как самостоятельные изделия просуществовали так вплоть до 20 века. В начале столетия появились ансамбли из духов, форма и название которых были объединены одной идеей. Автором стал Герлен. Поль Пуар модельер одним из первых понял важность связи между одеждой, парфюмерией и мировыми тенденциями в различных областях искусства. Он выпустил духи Arlequinade, которые вместе с упаковкой были объединены единым  стилем. В своих духах Aladin он использует металлический флакон с цепочкой и персидские мотивы.  
Так флакон получил дальнейшее развитие в уже имеющимся виде прикладного искусства, где ведущее место заняли такие фирмы как Баккара и Лалик.
На сегодняшний день считается, что духи являются духами, лишь когда представлены только в своей упаковке, флаконе. Они должны как можно более плотно дополнять друг друга содержанием и содержимым. 
Перед парфюмером и художником, создающим флакон, стоит общая задача найти гармонию между содержанием и емкостью, куда будет впоследствии оно помещено.
На сегодняшний день духи, выпускаемые Домами мод, это не просто удачное сочетание запаха, флакона, имени, и, модного сейчас слова “линии”, это объединение общего стиля с одеждой. Сама оболочка создается на долгие годы, примером тому служат знаменитые Chanel №5, которые до сих пор пользуются большим спросом, отличающиеся своим тогда еще революционным, а теперь классическим флаконом. Он безо всяких излишеств, производит эффект своей прямоугольной пробкой. В сочетании с выразительной этикеткой модель флакона с графической простотой заняла в 1959 году свое место в Музее современного искусства в Нью-Йорке. В 1984 выпущены духи Coco, которые увидели свет в подобной упаковке.   
Флакон для духов – это такое же выражение особого искусства, задача которого переводить нам язык запахов, передавать первое представление об идее неосязаемого и летучего в форме конкретных линий, объемов, цветов. Зрительный ряд, в свою очередь, сообщает нам лишь оттенки смысла, выявляя скрытые ассоциации и добавляя что-то свое.  
Рене Грюо – художник и элюстратор моды нарисовал элегантный силуэт для духов Диора и Пейне для духов Sucses You (Бешенный успех) Скьяпорелли, Фернана Леже для духов Жанны Ланвен, Дали с «Явление лица  Афродиты в пейзаже» изготовленного из черного непрозрачного материала, являющего собой нос над ртом с пухлыми губами.
 Дали, создавая флакон, дал свое имя духам, которое в дальнейшем сыграло большую роль в их популярности, нежели сами они. В ситуации с привлекательностью предлагаемого предмета его образ должен быть как можно более многозначительным, и как следствие – узнаваемым среди общего изобилия. Быть ярким, но не кричащим, уметь вписываться в общий интерьер, заставить заинтересовавшегося все таки вернуться.
Эпоха постмодернизма требует оставить серьезность по отношению к творчеству, как к чужому, так и к своему собственному. Во всем заметна улыбка и немного игры. 
В бутылочке из алюминия свои духи, которые подходят как для мужчин, так и для женщин, выпустил Пако Рабанна с одноименным названием Расо. Они особенно авангардные, демократичные, отрицающие весь смысл духов. Флакон больше напоминает киборга. Но, если вспомнить фильм «Терминатор», то там, у главного героя душа все-таки имелась.  
Соня Рикель, более известная миру как изобретательница женских пуловеров с «узелковым» вязанием, выпустила в 1997 году духи Pullover. Сам флакон был выполнен в форме пуловера. В своем интервью она отметила, что духи – это как вторая кожа, которую надо одевать прямо на тело, под свитер. Закутавшись в него – он будет следовать за вами повсюду, подобно шлейфу. Духи способны говорить за вас без слов. 
Флакон – это хрупкое произведение искусства, который несет на себе информацию о содержимом к глубинам сознания. Человек сам выбирает, какой аромат сегодня он будет источать, слившись с ним в единое целое. Будет ли он благоухать, как весенний сад, или провозгласит себя “ядом”, или будет придерживаться строгих ароматов, безо всяких излишеств. 
Магия, загадочность, волшебство – еще одна тема, дающая попытку понять загадочность одного аромата, который по-разному пахнет на разных людях, в различную погоду.
Современные парфюмеры уделяют особое внимание упаковке, используя при этом кожу, шелк и различные ткани. В свою очередь, как только в мир парфюма проникли всевозможные ювелиры, сафьянщики, кутюрье и т.д. оформление парфюма преобразилось. Из безликих коробков это стало искусством, в котором мастер выражает свою идею, замысел.  
Эрнст Далтрофф, основавший фирму “Карон” применил к своей упаковке такие материалы как кожа и шелковые цветы. Стал использовать идеи открытых и закрытых коробок, что незамедлительно повлекло за собой интерес со стороны покупателя.
Фирма “Бушрон” объединила историю парфюмерного Дома с ювелирным делом во Франции. Духи с одноименным названием инкрустируются сапфирами, а их форма порой делается в виде колец, браслетов и кулонов.
Специализирующаяся на выпуске шорных изделий и современных предметов роскоши, поистине считающихся легендарными фирма “Эрме” создала мужскую линю Rocadar, где воедино постаралась связать традиции и современность. Сам флакон обернут, как бы, пледом и перевязан кожаным шнурком. 
Возродивший в современной моде женский корсет Жан-Поль Готье выпустил духи, отразив это формой флакона.
Довольно часто духи могут обернуться деталью интерьера или же стать элементом релаксации, могут удивлять оригинальным видом или названием, порой контрастируя меж упаковкой и флаконом.
Когда в мировой культуре появился «дизайн» - это стало революцией в творчестве и конечным продуктом в искусстве. Оно достигло такого совершенства, что флакон порой переживает не только свое содержимое на долгие и долгие годы, но и платье своей хозяйки, и, даже мебель на которой стоял, как предмет коллекционный. 

среда, 20 августа 2014 г.

Терновый венец или причина гибели кораллового рифа

Главной причиной гибели кораллового рифа является неосмотрительная деятельность человека, но есть, конечно, и стихийные бедствия, вследствие которых гибнет риф. В 1918 году на побережье Квинсленда шли не прерываясь дожди. Потоки пресной воды обрушились на берега и на море. Это были сильнейшие, которые когда либо, выпадали тут: за 8 дней выпало 90 см осадков. Для сравнения: в Питере с его влажным климатом за год их выпадает 55 – 60 см. В результате распреснился верхний слой моря. А в тех местах, где струи воды плескали прямо по кораллам, начался мор. Погибали кораллы, водоросли и прикрепленные обитатели кораллового биоценоза. Те, кто был способен передвигаться, спешили покинуть привычные для них места, где не так сильно чувствовалось опреснение. Бедствие распространилось в глубину, что вызвало гниение погибших кораллов и отравление воды вблизи рифа. На их восстановление потребовалось несколько лет. В 1926 году ливни погубили коралловые рифы вблизи островов Таити, а в 1965 – стали причиной гибели рифа в бухте острова Тонгатапа в архипелаге Тонга.
Ливни являются причиной гибели пространств на значительных расстояниях, так как дожди  здесь захватывают целые области. Однако, коралловый риф, уничтоженный дождями, через некоторое время, восстанавливается на прежнем месте. Пресная вода не убивает коралловых построек. Через несколько лет скелеты мертвых кораллов обрастают живыми колониями и риф возрождается.
А, вот, при ураганах дело обстоит совсем иначе. В тропических морях периодически случаются сильнейшие бури, которые могут принимать характер стихийных бедствий. В 1934 году циклоном был разрушен коралловый риф у острова Лоу на Большом Барьерном рифе Австралии. Большие волны и сильный ветер не оставили камня на камне, все было поломано, разрушено и занесено песком. Риф восстанавливался очень долго, и через 16 лет в 1950 году молодые кораллы были сметены новым циклоном.   
Жестокий ураган нанес сильнейшие разрушения рифу в 1961 году, обрушившийся на Гондурас. Такой же циклон обрушился на остров Херон на Большом Барьерном рифе. Именно на этом маленьком острове незадолго до бедствия была организована Биологическая станция Австралийского комитета по изучению Большого Барьерного рифа. Ученые даже не успели обследовать и изучить свои владения. Их работа началась с восстановления рифа после катастрофы.
Разрушительные циклоны обладают ограниченным радиусом действия, и если ливневые дожди наступают широким фронтом, то путь циклона будет в виде узкой полоски. Он разрушит только узкие участки и небольшие рифы, а соседние останутся неповрежденными.
На рифе после прохождения циклона царит полная разруха. Стройные кокосовые пальмы, плоды которых являются основным пропитанием островитян, все лежали на земле. Волны перекатывались через дома и ломали деревья, и, островитяне, чтобы не быть смытыми в океан, привязывали себя к стволам пальм, но это спасло не всех. Атолл Фунафути состоит из нескольких островов и рифов, окружающих лагуну, диаметром около 20 км. Здесь в ветряную погоду волны достигают больших размеров, а во время ураганов они вообще гигантской величины, и, разбивая на части живые колонии, порождают все новые обломки, которые разрушают риф.
Во время урагана намылись новые отмели, обломками кораллов и песком были занесены прежние участки, создав новые протоки меж островами. Преобразовался весь атолл. Коралловые поселения были детально описаны английской экспедицией 1896 – 1898. В 1971 коралловые поселения исследовала комплексная экспедиция Академии наук СССР, отметив, что они ничем не изменились за 75 лет. А, вот, после 1971 года их нужно было делать заново.
Были и такие случаи, когда риф гиб под потоками лавы, которая выливалась в море из жерла извергающегося вулкана. Так уничтожились коралловые рифы вокруг острова Кракатау около Явы. 26 августа 1883 года было самое сильное извержение за историю человечества. После взрыва из жерла вулкана в небо поднялся столб пара высотой 20 км. Сам остров превратился в массу раскаленной лавы и камней. В кипящей воде погибло все живое. Менее значительные извержения, так же, могут губить риф. В 1953 так погиб коралловый риф на Гавайских островах.
Землетрясения представляют грозную опасность для живых коралловых рифов. В ночь с 30 октября на 1 ноября 1970 года мощные толчки потрясли город и бухту. Эпицентр землетрясения находился в море, и, город не пострадал, но риф был разрушен на протяжении нескольких км. С первыми ударами обломились и упали на дно веточки кустистых древовидных кораллов. Шаровидные колонии оторвались от субстрата, но все еще оставались на своих местах. Землетрясение сопровождалось волнением моря, вызванным толчками. В самом начале море резко отступило, а затем резко поднялось на 3 метра выше уровня в прилив. Внезапным приливом и отливом были сметены плоские листовидные и дисковидные колонии. Со дна волнами были подняты оторванные мертвые более крупные коралловые шары. Когда они перекатывались по рифу, то довершили разрушения. Многие колонии скатились вниз по склону гребня, другие же оставались на своих местах, но, были перевернуты. За несколько минут риф прекратил свое существование.

То, что не было разбито и раздавлено, было погребено под слоем обломков. Часть животных, уцелевших после катастрофы, погибла от отравления воды разлагающимися остатками органических веществ. 

четверг, 14 августа 2014 г.

Что служит угрозой коралловому рифу

Главной причиной гибели кораллового рифа является неосмотрительная деятельность человека, но есть, конечно, и стихийные бедствия, вследствие которых гибнет риф. В 1918 году на побережье Квинсленда шли непрерываясь дожди. Потоки пресной воды обрушились на берега и на море. Это были сильнейшие, которые когда либо, выпадали тут: за 8 дней выпало 90 см осадков. Для сравнения: в Питере с его влажным климатом за год их выпадает 55 – 60 см. В результате распреснился верхний слой моря. А в тех местах, где струи воды плескали прямо по кораллам, начался мор. Погибали кораллы, водоросли и прикрепленные обитатели кораллового биоценоза. Те, кто был способен передвигаться, спешили покинуть привычные для них места, где не так сильно чувствовалось опреснение. Бедствие распространилось в глубину, что вызвало гниение погибших кораллов и отравление воды вблизи рифа. На их восстановление потребовалось несколько лет. В 1926 году ливни погубили коралловые рифы вблизи островов Таити, а в 1965 – стали причиной гибели рифа в бухте острова Тонгатапа в архипелаге Тонга.
Ливни являются причиной гибели пространств на значительных расстояниях, так как дожди  здесь захватывают целые области. Однако, коралловый риф, уничтоженный дождями, через некоторое время, восстанавливается на прежнем месте. Пресная вода не убивает коралловых построек. Через несколько лет скелеты мертвых кораллов обрастают живыми колониями и риф возрождается.
А, вот, при ураганах дело обстоит совсем иначе. В тропических морях периодически случаются сильнейшие бури, которые могут принимать характер стихийных бедствий. В 1934 году циклоном был разрушен коралловый риф у острова Лоу на Большом Барьерном рифе Австралии. Большие волны и сильный ветер не оставили камня на камне, все было поломано, разрушено и занесено песком. Риф восстанавливался очень долго, и через 16 лет в 1950 году молодые кораллы были сметены новым циклоном.   
Жестокий ураган нанес сильнейшие разрушения рифу в 1961 году, обрушившийся на Гондурас. Такой же циклон обрушился на остров Херон на Большом Барьерном рифе. Именно на этом маленьком острове незадолго до бедствия была организована Биологическая станция Австралийского комитета по изучению Большого Барьерного рифа. Ученые даже не успели обследовать и изучить свои владения. Их работа началась с восстановления рифа после катастрофы.
Разрушительные циклоны обладают ограниченным радиусом действия, и если ливневые дожди наступают широким фронтом, то путь циклона будет в виде узкой полоски. Он разрушит только узкие участки и небольшие рифы, а соседние останутся неповрежденными.
На рифе после прохождения циклона царит полная разруха. Стройные кокосовые пальмы, плоды которых являются основным пропитанием островитян, все лежали на земле. Волны перекатывались через дома и ломали деревья, и, островитяне, чтобы не быть смытыми в океан, привязывали себя к стволам пальм, но это спасло не всех. Атолл Фунафути состоит из нескольких островов и рифов, окружающих лагуну, диаметром около 20 км. Здесь в ветряную погоду волны достигают больших размеров, а во время ураганов они вообще гигантской величины, и, разбивая на части живые колонии, порождают все новые обломки, которые разрушают риф.
Во время урагана намылись новые отмели, обломками кораллов и песком были занесены прежние участки, создав новые протоки меж островами. Преобразовался весь атолл. Коралловые поселения были детально описаны английской экспедицией 1896 – 1898. В 1971 коралловые поселения исследовала комплексная экспедиция Академии наук СССР, отметив, что они ничем не изменились за 75 лет. А, вот, после 1971 года их нужно было делать заново.
Были и такие случаи, когда риф гиб под потоками лавы, которая выливалась в море из жерла извергающегося вулкана. Так уничтожились коралловые рифы вокруг острова Кракатау около Явы. 26 августа 1883 года было самое сильное извержение за историю человечества. После взрыва из жерла вулкана в небо поднялся столб пара высотой 20 км. Сам остров превратился в массу раскаленной лавы и камней. В кипящей воде погибло все живое. Менее значительные извержения, так же, могут губить риф. В 1953 так погиб коралловый риф на Гавайских островах.
Землетрясения представляют грозную опасность для живых коралловых рифов. В ночь с 30 октября на 1 ноября 1970 года мощные толчки потрясли город и бухту. Эпицентр землетрясения находился в море, и, город не пострадал, но риф был разрушен на протяжении нескольких км. С первыми ударами обломились и упали на дно веточки кустистых древовидных кораллов. Шаровидные колонии оторвались от субстрата, но все еще оставались на своих местах. Землетрясение сопровождалось волнением моря, вызванным толчками. В самом начале море резко отступило, а затем резко поднялось на 3 метра выше уровня в прилив. Внезапным приливом и отливом были сметены плоские листовидные и дисковидные колонии. Со дна волнами были подняты оторванные мертвые более крупные коралловые шары. Когда они перекатывались по рифу, то довершили разрушения. Многие колонии скатились вниз по склону гребня, другие же оставались на своих местах, но, были перевернуты. За несколько минут риф прекратил свое существование.

То, что не было разбито и раздавлено, было погребено под слоем обломков. Часть животных, уцелевших после катастрофы, погибла от отравления воды разлагающимися остатками органических веществ. 

воскресенье, 10 августа 2014 г.

Морские ежи, коралловые рыбки и другие

Когда работаешь на рифе, нужно следить за тем, чтобы тело было максимально защищено. В противном случае, вам будет обеспечен прокол длинной иглой морского ежа диадемы. Его тело размером с яблоко, он прячется в расщелине, либо нависающей колонии кораллов. Со стороны можно увидеть торчащий пучок тончайших иголок. Если их рассмотреть под микроскопом, то вся их поверхность покрыта мельчайшими, направленными назад, острыми зубчиками. Когда такая игла проникает под кожу – она обламывается, так как состоит из извести. При попытке вытащить ее из ранки, она только глубже уходит под кожу, вызывая сильнейшую боль.
Некоторые рыбы приспособились использовать пространство меж игл, укрываясь там от нападения хищников (кардиналы из парамия и сифамия). Рыбка кривохвостка располагает свое тело параллельно иглам и в таком положении держится хвостом вверх. Еще одна рыбка ежовая уточка или, как ее еще называют диадемихтис, имеет покровительственную окраску: по ее спине, бокам и брюшку узкого черного тела проходят белые полоски, создавая видимость иголок.
Их пища – это различные водоросли, так же, по некоторым исследованиям, которые проводились на острове Кюрасао в Карибском море, было установлено, что по ночам диадемы выбираются из своих укрытий, и, поедают мягкие ткани рифообразующих кораллов. Самих же диадем без труда извлекает из их укрытия большая синяя коралловая рыба-спинорог. Она вынимает  ее из убежища и разбивает панцирь о риф, выедая внутренности.
Рыба из семейства губанов глотает мелких диадем вместе с иглами, а крупных предварительно разбивает. Они охотятся на них днем, а ночью впадают в спячку. У этих ежей есть еще одна особенность, они собираются в правильные группы на расстоянии длинны иглы, и, в таком положении перемещаются всей группой одновременно. Такое стадное поведение способствует коллективной защите, что является уникальным во всем типе иглокожих.
Встреча с диадемами не сулит ничего хорошего, как собственно и с большим вишнево-красным ежом токсопнеустесом, хотя у него и вовсе нет игл. Он размером с крупный плод грейпфрута, имеет мягкое кожистое тело, на поверхности которого располагается множество мелких щипчиков педициллярий. Такие же щипчики имеются у всех морских ежей и звезд. Ими животное очищает поверхность своего тела от попавших на нее частиц ила и других посторонних предметов. У некоторых видов, не имеющих игл, педициллярии выполняют защитную функцию. У спокойно сидящего на дне ежа педициллярии медленно раскачиваются из стороны в сторону, раскрыв створки. При прикосновении какого-либо живого существа, они его незамедлительно хватают, и, не отпускают, пока животное двигается. Если оно оказывается очень сильным, отрываются вместе с жертвой, не разжимают своих створок.  Когда щипчики прокалывают ранку, они впрыскивают туда яд, парализующий врага. Спасаясь, тем самым, от нападения морских звезд и других хищников.
Воздействие его на человека, так же опасно. У получившего всего один укол морского ежа, позже наблюдается быстро распространяющаяся боль доходящая до области сердца, переходящая в паралич губ, языка и мышц лица, после чего следует онемение конечностей. Лишь спустя несколько часов парализованному становиться несколько легче.
Токсопнеустес, к счастью, встречается очень редко, но его хорошо знает местное население, которое называет его убийцей, из-за смертельных поражений людей. Интересен еще и тот факт, что близкородственный ему еж трипнеустес, который живет там же, совершенно не представляет никакой опасности. Местное население употребляет его в пищу, разбивая скорлупу, икру уваривают до тестообразной консистенции и закладывают ее в пустые половинки. Такое лакомство продают на рынках вразнос.
Морского ежа не каждый может узнать, если увидит. У него коричнево-красное тело с иглами, которые больше напоминают по форме и величине сигары со светлым и широким кольцом около конца. Он забивается в узкую щель, и, там сидит в самом прибойном месте рифа, упираясь иглами в стену.
Маленькие ежи эхинометры своими иглами высверливают себе в кораллах пещерки, которые со временем зарастают, тогда еж оказывается погребенным заживо.
На коралловом рифе живут красивые ярко-синие линкии с тонкими и прямыми лучами, похожими на буханку круглого хлеба, коричневую кульциту. Эффектны шипастые трехцветные протореатеры и терновый венец или акантастер.
Прямо посреди кораллов расположились гигантские актинии стойхактис. Ротовая полость их часто может достигать в диаметре приблизительно метр. Меж ее щупальцами всегда прячется либо парочка креветок, либо несколько рыбок – морских клоунов или амфиприонов. Они здесь себя ощущают в полной безопасности, да, и сама актиния никак на них не реагирует. Как правило, рыбы держаться неподалеку, но, в случае опасности смело ныряют в самую гущу ее щупалец.
Известно свыше десятка видов амфиприонов, но в одной актинии могут прятаться лишь представители всего одного вида, который всячески оберегает свою актинию от других видов.
Существуют свыше 2500 видов рыбок, обитающих в биоценозе кораллов. Они имеют яркий, пестрый окрас, который хорошо маскирует их в коралловом мире. Эти рыбки питаются кораллами, обкусывая кончики их ветвей. Чтобы поймать коралловых рыбок, достаточно меж кустиков кораллов расстелить мелкоячеистую сетку, в которую на самый центр раскрошить несколько веточек кораллов. К этому месту незамедлительно устремятся множество рыбок за излюбленным лакомством, останется лишь вынуть их сачком. Как правило, большая часть этих рыбок будет поймана.
Коралловые рыбки имеют очень пестрый и яркий окрас, который, если его описывать словесно, просто бледнеет перед действительностью. Он больше похож на цветную мультипликацию. Отдельные виды этих рыбок ядовиты. Розовые крылатки защищены целой серией ядовитых шипов. Они, настолько уверены в своей неприкосновенности, что даже не стараются спрятаться.     
Камень-рыба тихонько лежит себе на дне, наполовину зарывшись в коралловый песок. Если наступить на него босой ногой, то дело может закончиться печально, так как на ее спине располагается несколько ядовитых желез и коротких шипов. Если яд этой рыбы попадет в ранку, он вызывает сильнейшую боль и общее отравление. Пострадавший может погибнуть, а, даже если выживет, то полное выздоровление наступает только через несколько месяцев.

На рифе, помимо всего прочего обитают так же мурены и акулы. Последние часто навещают пространство над рифом, так как их привлекают различные рыбы, приплывающие сюда за добычей. Известны случаи, когда акулы нападали на ныряльщиков за жемчугом. Мурены, достигшие уже солидных размеров, прячутся в самом рифе. Это сильная и коварная рыба может нанести глубокие и резанные раны своими зубами. В Древнем Египте существовала такая казнь, когда провинившегося раба бросали в бассейн с муренами, которые быстро с ними расправлялись. 

среда, 6 августа 2014 г.

Конусы, лангусты, скутусы и другие

Очень близки по своему систематическому положению к каури овулы. Раковина моллюска совершенно белая и похожа на обычное куриное яйцо, отсюда и название моллюска. В переводе с латыни слово «овулум» означает «яичко». Мантия этого моллюска широкими краями прикрывает всю раковину. Она имеет густо-черный бархатистый цвет с красивым рисунком из белых крапин. Пищей ему служат мягкие кораллы, в колониях которых она выедает большие участки. Если потревожить этого моллюска он реагирует так же как ципреи, втягивает мантию внутрь обнажая глянцевую ослепительно белую поверхность раковины. Овула – единственный моллюск, который имеет такой цвет. По этой причине местное население использует ее раковину в боевом или танцевальном убранстве воинов, женское население носит ее на шнурке на груди.
Брюхоногие моллюски конусы имеют почти такую же красивую раковину как у ципреид. Ее форма, и в самом деле коническая. Окраска может находится на поверхности раковины, а может быть скрыта под рогоподобным веществом – конхиолином. Эти конусы в большом количестве попадаются на любых частях рифа. Те, что покрупнее держатся под нависшими колониями кораллов, а так же встречаются на нижней стороне обломков полипов или на глубине. Это настоящий хищник, который убивает свою жертву уколом ядовитых зубов.
У брюхоногих моллюсков в ротовой полости размещена терка или, как ее еще называют радула, состоящая из мелких зубчиков. Ими моллюск соскабливает и измельчает пищу. Зубцы в радуле необычной формы, больше похожие на зубы ядовитой змеи. Они сильно вытянуты и заострены, а внутри проходит канал, по которому из ядовитых желез в жертву поступает яд.
Их пищей являются многощетинковые черви, моллюски других видов, а некоторые питаются только рыбой. Их ядовитый аппарат служит им и для нападения и для защиты. Известны случаи, когда пойманный человеком конус через прокол на коже вводил сильно паралитический яд.
Конусы все являются ядовитыми, но наибольшее количество поражений наносят человеку крупные виды с красивой раковиной. Смертельным оказывается один из трех уколов ядовитых зубов конуса. А из числа людей, пораженных красивым географическим конусом, умирает половина.
На самом деле, конусы не так опасны, как может показаться на первый взгляд. При первом прикосновении эти моллюски втягивают под защиту раковины нежную мантию, голову с хоботком, и ногу. Но среди них всегда находится такой смельчак, который по каким, то причинам проявляет активность и становится опаснее акулы.
На рифе не все брюхоногие отличаются красивой формой и расцветкой раковины. Например, у вермутса она имеет вид белой известковой трубки, и даже, не закрученной в спираль. Она прикрепляется к субстрату по всей длине. Старые особи, обычно, обрастают кораллами, а снаружи видно только устье. Его с легкостью может перепутать неопытный наблюдатель с крупным многощетинковым червем из семейства серпулид. Он, так же широко распространен на рифе и строит свои трубки, похожие на раковину верметусов. Брюхоногие моллюски подвижны, они активно ищут себе пропитание. В отличие от них, верметус утратил свои способности к передвижению, но зато получил необычную способность улавливать пищу. Он высовывается из устья и выделяет вокруг себя завесу из слизи, в которую попадаются различные мелкие планктонные организмы. Периодически моллюск проглатывает слизь вместе с уловом, а взамен выпускает новую.
У моллюска скутуса небольшая раковина, которая скрыта под мантией. Маленькие красивые моллюски из группы голожаберных - вообще ее не имеют. Кстати, их цветовая гамма удивительно разнообразна. Самый крупный безраковинный моллюск на коралловом рифе – это аплизия или морской заяц. Его так назвали из-за крупных придатков на голове, напоминающих уши. Она, скорее напоминает большой комок слизи с двумя лопастями по краям, окрашенными в охристый либо коричневый, реже фиолетовый цвет с более светлыми пятнами по всей поверхности. Он передвигается по дну или плавает медленно при помощи боковых лопастей. Питается моллюск водорослями, в случае опасности выделяет пурпурную жидкость, которая скрывает его от недругов.
Здесь, на коралловом рифе обитает большое количество ракообразных, среди которых есть и  маленькие крабики, которые прячутся в ветвях кораллов, и огромные лангусты и т.п. Большинство их имеют яркий цвет для маскировки среди разноцветья морского дна.
По своей форме лангусты напоминают речных раков, но лишенных клешней. Все его ноги оканчиваются коготками. Он может быть длинной от 40 – 50 см., правда, может казаться еще больше из-за своих торчащих вперед усов. Передвигается он медленно, но если ему угрожает опасность, то может очень быстро плавать задом наперед. При этом, он подгребает под себя воду мощным хвостом. Днем эти обитатели прячутся под плитами или в тоннелях рифа, оставляя наруже кончики своих усов. Может показаться, что если поймать его за них, то с легкостью его вытащишь, но это совсем не так. Он упирается в стенки своего помещения, и, скорее может лишиться усов, чем покинуть помещение. Охотники за лангустами, заметив животное, стараются найти в задней части убежища отверстие, через которое острой палочкой смогут подтолкнуть животное к выходу. А при выходе из убежища хватают его за панцирь, стараясь не попасть под удары хвоста с шипами.
Есть еще один способ ловли лангустов, который напоминает собой охоту на норных животных с собакой. Но, в качестве собаки используют осьминога. Это природный враг, и лангуст всеми способами старается избежать с ним встречи. Для него не требуется дрессировка, да, это и не возможно. Нужно лишь показать спрута лангусту, или пустить его в убежище рака, и последний незамедлительно выскочит наружу, угодив, при этом, ловцу прямо в руки.
Его пища – это моллюски, и на охоту он выходит по ночам. Но, на рифе, в своем укрытии, для него не составляет труда добыть пищу и днем. Лангуст – крупное, немногочисленное животное. Он считается деликатесом. Владельцы ресторанов в своих садиках всегда держат лангустов на случай, если посетитель захочет заказать себе любого на ужин.
На коралловом рифе большой выбор раковин для раков-отшельников, многие из них подходят по цвету и размеру. Тут и красные в белую крапинку, и черно-белые, голубоватые, зеленые и т.д. Когда моллюск достигает больших размеров, он поселяется в раковинах крупных моллюсков, таких как мраморный турбо. Отшельники с длинными телами занимают раковины с узкими ходами. Маленькие и слабые отшельники могут таскать на себе тяжелую раковину, но его усилия окупятся прочностью жилища. В раковине конуса, так же, селятся особенные виды отшельников, имеющие листовидную уплощенную форму, кстати, и клешни, и конечности его тоже плоские.
Их пища – это разнообразный растительный и животный мир, а так же вещества, оставшиеся от деятельности человека. Если, к примеру, на рифе находится большое количество отшельников – это явный признак того, что риф загрязнен.
Внутри кустиков кораллов живут маленькие крабики розового, зеленого, черного, коричневого цветов. И на каждый вид кораллов свой краб, подходящий ему по цвету. Среди кустиков кораллов, так же, живут крабики побольше. У них толстые панцири и короткие ноги. На массивных ногах мощные когти. Такого не может смыть волна в сильный прибой. У атергатиса на спине располагается нежный рисунок из белых линий. У эрифии большие красные глаза, а актея сплошь покрыта множеством бугорков.
При опасности все они прячутся в щели или забираются в узкие пространства среди кораллов. Чтобы добыть себе такого краба, нужно воспользоваться молотком и зубилом. Если внутри нет дополнительных ходов, то поймать его не составит особого труда. Есть среди крабов и плоские таламиты, они не стараются забраться в щель, а спасаются бегством. Плавают они при помощи уплощенных веслообразных задних ног.
Среди зарослей ветвистых кораллов сидят удивительные иглокожие – морские лилии. Они медленно колышут своими перистыми руками в прозрачной воде, а тело их располагается в самом центре, и почти незаметно. Морские лилии цепляются за коралл своими прикрепительными усиками, которые прикрываются руками. Размер животного в размахе рук примерно с чайное блюдце. Расцветка темная: вишневая, черная или зеленая, реже встречается лимонно-желтая, либо желтая с черным.
Ее расставленные руки служат для улавливания пищи – мелких планктонных организмов и частиц детрита. Ротовое отверстие располагается в центре, и обращено наружу. Они малоподвижны, прикрепляются к поверхности при помощи усиков. Однако, добыть ее для коллекции бывает очень сложно. Она при малейшем прикосновении обламывает себе кончики рук. Это такая реакция этих иглокожих. Они жертвуют своими руками, чтобы остаться невредимыми. Вскоре последние вновь отрастают.