понедельник, 22 июня 2015 г.

Пастуший рожок

Звук пастушьего рожка на Руси всегда означал для хозяек начало нового дня. А это в свою очередь означало, что наступил новый день и пора выгонять скотину. В современной деревне теперь, наверное, и не услышишь его. Но, он все, же останется для нас символом спокойной мирной жизни.
Первое упоминание о русских трубах мы находим в летописях Нестора (XI век), где они упоминаются среди других музыкальных инструментов у профессиональных русских музыкантов – скоморохов. А в военном значении они начинают появляться в русских летописях лишь в XII веке. В это время летописцы подсчитывали войска противника по количеству имеющихся у них труб. Голос трубы имел в битве значение важного эмоционального стимула. Уже во времена мамаева побоища и на протяжении всех последующих столетий трубами и рожками пользуются пастухи.
Традиция использовать рог животного в народном инструментарии жива до сих пор. В деревянный рог вставляется деревянная или тростниковая трубочка с игровыми отверстиями. Язычок надрезается прямо на трубочке или делается из тростинки или гусиного пера и вставляется в его верхний конец. В Калининской области такой инструмент называется пастуший рог, а в Смоленской – рожок-жалейка. Такие инструменты имеют и другие названия: дудочка-ладница (Ивановская область). В исследовательской литературе они называются жалейками или брелками. Бывают они и с двойными игровыми трубочками-стволами (двойная жалейка), дудочка(Владимирская область), пищики (Белгородская область). Встречается и двухголосное звучание. Часто для раструба используют не рог а бересту, свернутую в виде конуса.
Береста настолько любима в крестьянском хозяйстве, что ее использовали и при изготовлении пастушьих труб и владимирских рожков. Ею плотно обертывались, сложенные вместе и выдолбленные изнутри половинки ствола. В старину основу для заготовок делали вручную: ствол расщеплялся пополам, а середина выдалбливалась, отдельно делали и раструб. Уже позднее на токарном станке стали вытачивать раструб вместе со стволом. В верхней части ствола вырезается углубление для губ исполнителя – мундштук, хотя чаще его изготавливают отдельно в виде мелкой чашечки и прикрепляют к стволу. Мундштук имеет настолько маленькие размеры, что в него с трудом помещается только часть губ при вдувании тонкой струи воздуха. При этом вдувать его надо с определенной силой, иначе звук, если вдуваешь сильно – повышается, и, наоборот, что будет свидетельствовать о фальшивости. Так что, играть на рожке трудно. Его даже некоторые исследователи называют «скоплением несовершенств». Тем не менее, он остаются одним из самых популярных инструментов скоморохов. Его даже пытались усовершенствовать, приделав к нему мундштук от медных инструментов, что только ухудшило его звучание.
Традиционный рожок удивляет своей примитивностью, ни с чем, ни сравнимой по своему строению и оригинальному тембру. В звуке рожка сочетается человеческий голос, голос гобоя, кларнета, альта. В произведении «Владимирские поселки» В. Солоухин пишет: «Звуки, льющиеся из этой деревяшки, могли изумлять заграничный люд. Ездившие в Лондон владимирские рожечники, заставляли плакать М. Горького, наводили отраду на русских баб, так как по окраске звука, по его колориту и своеобразию нет больше ничего подобного.
Тембр труб обуславливается формой мундштука, раструба и самого ствола(прямого или изогнутого). А голос деревянного рожка еще зависит и от породы дерева, из которого он изготовлен. Это и есть настоящая загадка этого инструмента. Если рожок изготовить из березы, он будет сразу фальшивить. Больше для этого подходит клен, можжевельник или яблоня. Встречаются рожки, сделанные из ольхи, сосны (большие басы), однако наилучшим материалом считается привозное «пальмовое дерево»: кипарис, самшит, палисандр. Звук у таких рожков имеет приятный звонкий тембр и легкое звучание. Один пастух-рожечник заметил о таком рожке: «Чего требуешь от него, то он и дает».
Рожки бережно хранились и передавались из поколения в поколение, так же как и навыки игры на нем. До Октябрьской революции во Владимирской и Тверской губерниях было немало сел, где все мужское население, которое с отроческого возраста, на все лето уходило на отхожий промысел – в пастухи. Это были естественные центры изготовления рожков и искусства игры на них. В других губерниях, где своих пастухов не было, перед наймом устраивались проверочные состязания между претендентами. Так, по крайней мере, было до 20 – 30х годов прошлого столетия, пока существовало массовое отходничество в пастухи. Старики вспоминали, что при найме пастуха его требовательно расспрашивали, умеет ли он играть разные партии. В зажиточных селах нанимали сразу четырех рожечников: три рожка и один бас, за умение играть на рожке платили дороже.
Говорили, что на длинном рожке трубят, на «толстой» исполняют басовую партию. На малых рожках трубят на три звука, то есть на три разные партии. На толстой (вторит басу), «на ровно» (средняя партия), «на визг» (верхняя партия). В таком составе уже можно распевать песню на разные голоса, как в народном хоре.
В центральных областях России по традиции пастухи демонстрировали свое искусство рожечников на ярмарках. В 70 – 80 годы прошлого столетия появились первые организованные ансамбли, их еще называли «хоры». Как правило, его участники были выходцами из крестьян, которые собирались вместе лишь для того, чтобы поиграть в свободное время в увеселительном саду «Аркадия». Об этом даже выходила в свое время статья, что звук до такой степени схож с человеческим голосом, что те, кто просто слышал звук, но не видел собственными глазами, утверждал, что они поют, а не играют.
Для многих профессиональных музыкантов того времени стало открытием игра на рожке. Они считали ее эпической народной красотой. Мужики-рожечники, не знающие нот, подстраивались друг под друга, импровизируя на тему песни. Дирижер лишь разделяет партии: «ты песню играй», «а ты вверх забирай», «а ты из-под баса», «а ты за баса».
Такая разработка песни создает иллюзию звучания хора человеческих голосов. Об этом писал еще сам М.Горький: «Кажется, что это поет хор теноров…». В нашей стране такой хор завоевал огромную популярность. Выезжал за границу, в Париже его, так же, ожидал оглушительный успех, вместе с ансамблем выступал Ф. Шаляпин, исполняя русские песни. А в 1902 году хор владимирских рожечников выступал в Таврическом дворце на всероссийской кустарной выставке. Петербургская толпа стояла, будто прикованная, слушала богатые вольные звуки. И, как писал очевидец тех событий русский фольклорист Е. Э. Линева, во многих нарастало мягкое чувство к этим «сермяжникам», которых поначалу они готовы были запросто раздавить, растоптать.
После Октябрьской революции в 1923 году коллектив выступил на открытии Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В 30-40 годах его начали вводить в состав оркестра народных инструментов хора имени Пятницкого.
Сейчас уже редко, где можно услышать рожок. Это редкий своеобразный, яркий, национальный инструмент, который заслуживает внимание, как профессионалов, так и простых любителей музыки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий