четверг, 22 января 2015 г.

Парфюмерный флакон

Духи - естественная потребность женщины быть привлекательной. Древними египтянами, которые считались большими мастерами в обработке слоновой кости, рога, камня изготовлялись небольшие сосуды для хранения благовоний, диаметром 6 – 10 см, а в высоту 8 – 20 см. 
Конечно же, существовали и совсем крошечные емкости,  материалом для которых служила слоновая кость. В Египте изготовлялись сосуды-животные, на равне с обыкновенными - цилиндрической формы флаконами. До наших дней, правда, дожили изделия лишь в виде бегемотиков. На сосудах цилиндрической формы вырезались украшения в виде бугорков и выступов. Имелись и сосуды на ножках яйцевидной формы из тех же материалов.
В IV тысячелетии были распространены сосуды в виде рожка-трубочки. Они изготовлялись из зубов бегемота. О них долго спорили наши современники, так как считали, что их применение -  затыкать отверстия в бурдюке. На самом же деле в них хранились косметические средства. Чтобы предотвратить выдыхания содержимого - емкость покрывалась кусочком ткани или кожи и стягивалась ремешком. Тогда содержимое (смола или минеральная краска) не выпадало. Изготовлялись и статуэтки в виде женской фигурки, отличающиеся широкими бедрами. Нос, уши были в виде небольшого щипка, а груди - мешочки без сосков.
Замечательное наследие осталось нам после римлян и греков. Флаконы были изготовлены в форме маленьких амфор. Сосуды для духов на Востоке отличались слишком узким горлышком, жидкость из которых вытекала точно по капле.
У древнерусских красавиц были специальные височные украшения, в которые вкладывались ароматические вещества, и при ходьбе, когда они раскачивались – распространялся приятный запах.
Емкости для духов изготовлялись и из драгоценных камней ювелирами, как в средние века, так и много позже.
У Шекспира есть такие строки: "Стеклянная тюрьма, скрывающая их аромат, напоминает о счастливом дне, когда они окутывали все своим благоухающим присутствием...", что свидетельствует о их шедевральности. Кстати, было время, когда флаконы, продавались как самостоятельные, не зависящие емкости от содержимого. Придворные дамы сами наполняли их понравившимся ароматом, который заказывали парфюмеру.
В 17 столетии произошло увеличение выпуска духов, а вслед за этим увеличилось и разнообразие флаконов для духов и солей. Материалом для них служили драгоценные камни, серебро, золото, тонкий фарфор, хрусталь и т.д. Из того же материала делались емкости для курительниц, кадильниц, кропил, которые инкрустировались перламутром.
Флаконы представляли собой различную геометрическую форму, декорируемую цветочными мотивами или какими-либо персонажами, животными. Изготовлением таких украшений занимались искусные ремесленники. Позже появились специальные мануфактуры в Англии, Франции, Австрии.
Из цветного стекла производились флаконы в форме груши, украшались они цветами, жемчугом. Емкости изготовляли в форме лебедя, молодой женщины, пастуха, пастушки, фруктов, букетов цветов, обезьяны, купидона, фонтана, покрытого эмалью, глазурью, финифтью в оправе из бронзы или серебра. С того времени остались дорожные несессеры с хрустальными гравированными флаконами в футлярах из кожи, которые были особенно распространены в 18 столетии.
Образцы флаконов романтической эпохи были роскошны. Маленькие ведерочки, подковки, сердечки украшали рубинами, аметистами, гранатами. Следом за ними вошли в моду богемские флаконы. Их изготовляли из непрозрачного или опалового стекла нежных тонов, украшенного филигранью или арабесками. Флаконы из хрусталя шлифованные и граненые, а так же эмалированные - в виде животных или цветов.   
Мастера искали вдохновения буквально во всем. В результате получались удивительные по форме изделия: ларчики в форме бутона тюльпана, лепестки которого скрывают маленький флакон с золотой крышкой, фарфоровый флакон в виде женской фигурки, облокотившейся на ограду в готическом стиле и держащую в руке маленький ларец. Флакон в форме перевитой лентами золотой мумии, флакон из слоновой кости со вставленными драгоценными камнями, флакон в форме птицы с серебряной крышкой, которая имитирует клетку.
 Флаконы, как самостоятельные изделия просуществовали так вплоть до 20 века. В начале столетия появились ансамбли из духов, форма и название которых были объединены одной идеей. Автором стал Герлен. Поль Пуар модельер одним из первых понял важность связи между одеждой, парфюмерией и мировыми тенденциями в различных областях искусства. Он выпустил духи Arlequinade, которые вместе с упаковкой были объединены единым  стилем. В своих духах Aladin он использует металлический флакон с цепочкой и персидские мотивы.  
Так флакон получил дальнейшее развитие в уже имеющимся виде прикладного искусства, где ведущее место заняли такие фирмы как Баккара и Лалик.
На сегодняшний день считается, что духи являются духами, лишь когда представлены только в своей упаковке, флаконе. Они должны как можно более плотно дополнять друг друга содержанием и содержимым. 
Перед парфюмером и художником, создающим флакон, стоит общая задача найти гармонию между содержанием и емкостью, куда будет впоследствии оно помещено.
На сегодняшний день духи, выпускаемые Домами мод, это не просто удачное сочетание запаха, флакона, имени, и, модного сейчас слова “линии”, это объединение общего стиля с одеждой. Сама оболочка создается на долгие годы, примером тому служат знаменитые Chanel №5, которые до сих пор пользуются большим спросом, отличающиеся своим тогда еще революционным, а теперь классическим флаконом. Он безо всяких излишеств, производит эффект своей прямоугольной пробкой. В сочетании с выразительной этикеткой модель флакона с графической простотой заняла в 1959 году свое место в Музее современного искусства в Нью-Йорке. В 1984 выпущены духи Coco, которые увидели свет в подобной упаковке.   
Флакон для духов – это такое же выражение особого искусства, задача которого переводить нам язык запахов, передавать первое представление об идее неосязаемого и летучего в форме конкретных линий, объемов, цветов. Зрительный ряд, в свою очередь, сообщает нам лишь оттенки смысла, выявляя скрытые ассоциации и добавляя что-то свое.  
Рене Грюо – художник и элюстратор моды нарисовал элегантный силуэт для духов Диора и Пейне для духов Sucses You (Бешенный успех) Скьяпорелли, Фернана Леже для духов Жанны Ланвен, Дали с «Явление лица  Афродиты в пейзаже» изготовленного из черного непрозрачного материала, являющего собой нос над ртом с пухлыми губами.
 Дали, создавая флакон, дал свое имя духам, которое в дальнейшем сыграло большую роль в их популярности, нежели сами они. В ситуации с привлекательностью предлагаемого предмета его образ должен быть как можно более многозначительным, и как следствие – узнаваемым среди общего изобилия. Быть ярким, но не кричащим, уметь вписываться в общий интерьер, заставить заинтересовавшегося все таки вернуться.
Эпоха постмодернизма требует оставить серьезность по отношению к творчеству, как к чужому, так и к своему собственному. Во всем заметна улыбка и немного игры. 
В бутылочке из алюминия свои духи, которые подходят как для мужчин, так и для женщин, выпустил Пако Рабанна с одноименным названием Расо. Они особенно авангардные, демократичные, отрицающие весь смысл духов. Флакон больше напоминает киборга. Но, если вспомнить фильм «Терминатор», то там, у главного героя душа все-таки имелась.  
Соня Рикель, более известная миру как изобретательница женских пуловеров с «узелковым» вязанием, выпустила в 1997 году духи Pullover. Сам флакон был выполнен в форме пуловера. В своем интервью она отметила, что духи – это как вторая кожа, которую надо одевать прямо на тело, под свитер. Закутавшись в него – он будет следовать за вами повсюду, подобно шлейфу. Духи способны говорить за вас без слов. 
Флакон – это хрупкое произведение искусства, который несет на себе информацию о содержимом к глубинам сознания. Человек сам выбирает, какой аромат сегодня он будет источать, слившись с ним в единое целое. Будет ли он благоухать, как весенний сад, или провозгласит себя “ядом”, или будет придерживаться строгих ароматов, безо всяких излишеств. 
Магия, загадочность, волшебство – еще одна тема, дающая попытку понять загадочность одного аромата, который по-разному пахнет на разных людях, в различную погоду.
Современные парфюмеры уделяют особое внимание упаковке, используя при этом кожу, шелк и различные ткани. В свою очередь, как только в мир парфюма проникли всевозможные ювелиры, сафьянщики, кутюрье и т.д. оформление парфюма преобразилось. Из безликих коробков это стало искусством, в котором мастер выражает свою идею, замысел.  
Эрнст Далтрофф, основавший фирму “Карон” применил к своей упаковке такие материалы как кожа и шелковые цветы. Стал использовать идеи открытых и закрытых коробок, что незамедлительно повлекло за собой интерес со стороны покупателя.
Фирма “Бушрон” объединила историю парфюмерного Дома с ювелирным делом во Франции. Духи с одноименным названием инкрустируются сапфирами, а их форма порой делается в виде колец, браслетов и кулонов.
Специализирующаяся на выпуске шорных изделий и современных предметов роскоши, поистине считающихся легендарными фирма “Эрме” создала мужскую линю Rocadar, где воедино постаралась связать традиции и современность. Сам флакон обернут, как бы, пледом и перевязан кожаным шнурком. 
Возродивший в современной моде женский корсет Жан-Поль Готье выпустил духи, отразив это формой флакона.
Довольно часто духи могут обернуться деталью интерьера или же стать элементом релаксации, могут удивлять оригинальным видом или названием, порой контрастируя меж упаковкой и флаконом.
Когда в мировой культуре появился «дизайн» - это стало революцией в творчестве и конечным продуктом в искусстве. Оно достигло такого совершенства, что флакон порой переживает не только свое содержимое на долгие и долгие годы, но и платье своей хозяйки, и, даже мебель на которой стоял, как предмет коллекционный. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий