воскресенье, 12 мая 2013 г.

Появление бумажных обоев в России


Мода на бумажные обои в Россию пришла в 18 веке. В 1754 году уже существовала мануфактура по производству бумажных обоев в Петербурге. К началу 19 века таких фабрик уже насчитывается несколько. Одна из них самая известная – Царскосельская казенная обойная фабрика. Продукция, выпускаемая нашими фабриками всегда уступала привозной в узоре и правильности в рисовке, они всегда были на твердой бумаге и расписаны свежими красками и в сравнении с западными всегда дешевле. Но, не смотря на все это спросом пользовались французские от того и были самыми дорогими.
Обои всегда считались недолговечным материалом, потому что были подвержены старению. В наше время фрагменты тех обоев еще хранятся, где ни будь в архивах. Ярким примером широкого использования таких обоев в интерьере является усадьба Останкино.

Останкинский дворец, построенный в 1792 – 1798, сохранился и до наших дней. До сих пор ими украшены, не только стены, но и карнизы, потолки, а так же предметы меблировки: тумбы или светильники. В кабинетах обои сохранились лучше всего, потому как стены закрыты штофами. Здесь использовались самые лучшие французские обои, в том числе и Ревейона. Они наклеивались предварительно на холст и располагались вдоль всей стены. Торцовая сторона кабинетов украшена обоями в зеленых оттенках с полихромным цветочным бордюром, а панель несколькими видами обоев. На пестром светлом мраморе с красными прожилками наложено очень четкое изображение балюстрады. 
Техника декорирования стен по бокам кабинета была усложнена тем, что для оформления вырезались отдельные мотивы и фрагменты: сцены античной мифологии и отдельные фигурки, чередующиеся с арабесковыми фризами. Затем все эти мотивы наклеивались на холст, и мастер кисточкой как бы пропитывал клей. Такая техника оформления обоев в Останкино, позволила мастерам добиться хоть какого-то разнообразия в оформлении.
Особенно запоминающиеся здесь являются панно, они находятся в Итальянском павильоне, располагаются в падугах и на потолке. Мастера вложили сюда все свое старание, проявив утонченный вкус,  подбирая элементы для оформления декораций,  в сочетании цветов. При их оформлении использовались до 15 разновидностей обоев. Среди элементов оформления – цветочные композиции, композиции в модном этруском стиле, персонажи античной мифологии,  а так же овалы, ромбы, треугольники, вписанные в овалы. Всевозможные мотивы, сочетающиеся с фризами из меандров, цветочные и фруктовые гирлянды, перевитые лентами, имитация лепнины и золоченой резьбы. При отделке потолков применяются специальные обои, имитирующие рельефные лепные фризы из грифонов и акантовых листьев. 
Огромнейший выбор обоев дает нам представление о разнообразии обойной промышленности того времени. Во второй половине 18 века так же применялась на практике техника под различные пароды камня: малахита, крапчатые граниты, разнообразные мраморы, используемые для облицовки панелей, постаменты под скульптуру, прекрасно смотрится на фоне золоченой резьбы. Явным доказательством служит пример оформления декоративного панно с изображением золоченых музыкальных инструментов в Итальянском повельоне.
Очень интересным способом того времени было производство мраморной бумаги. Краска, предназначавшаяся для окраски обоев, распускалась по поверхности воды. Бралась изначально самая темная. Специальным гребнем осторожно проводили по воде, чтобы появились цветные волны. Бумагу укладывали на поверхность водной глади, дав впитаться краске. Затем ее поднимали специальной сеткой и сушили. После этого натирали поверхность воском, придавая вид мраморной поверхности.
Одной из сложных в производстве техник была техника многоцветных орнаментных композиций. Обои печатались при помощи специальных досок вручную, и для отдельного цвета бралась своя доска. Особенно трудоемки были обои, в состав которых входило около 20 цветов. Сделав отпечаток какой либо краской, его хорошо просушивали, выглаживали и только после этого клали следующий цвет. Для совпадения цвета лист всегда закрепляли на специальном столе для печати зажимами. Мастер должен был контролировать совпадение рисунка, а какие либо огрехи подправлял уже вручную.
Качеству таких обоев придавалось большое значение – прочность, фактура, цвет бумаги, все это напрямую зависит от производного сырья. В качестве, которого могли использоваться древесина, солома, тряпки.
В 19 веке обои потеряли свои художественные качества, это произошло из за масштабного производства, и не смотря технологические усовершенствования в них уже не было той стойкости красок и чистоты, а главное исчезло иллюзионистические эффекты и сложность композиционных построений. Исчезло то, что отличало рукотворное произведение от массового производства.


Комментариев нет:

Отправить комментарий